Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет)
Консультация для родителей.
Наступает светлый праздник Пасха!
Существует очень красивое предание, поясняющее, откуда пошла традиция здороваться на Пасху особым приветствием - красить яйца и дарить их друг другу. Во времена римского владычества люди, приходившие к императору с просьбой, обязательно должны были принести с собой что-либо в дар. Кто побогаче несли золото, а бедняки - что было в хозяйстве. И вот весть о воскресении Иисуса Христа императору Тиберию решила донести Мария Магдалина. В дар она не могла принести ничего, кроме белого яйца. "Христос воскрес!" - воскликнула она, сообщая императору новость, и протянула свой подарок. Тиберий презрительно ответил, что в такую несусветную глупость, как воскрешение Иисуса, он поверит, только если вот это белое яичко непременно станет красным. И свершилось чудо! Прямо в руках императора белое яйцо стало ярко-алого цвета. Тогда потрясенный владыка воскликнул: "Воистину воскрес!" Отсюда и пошёл известный нам обычай приветствия на Пасху.
Воскрешение Христа символизирует и пробуждение природы, и чувств: всё воскресает и возрождается к жизни. Поэтому на Пасху часто преподносят множество живых и бумажных цветов, разноцветных яиц, разукрашенных цветными помадками и глазурью куличей. Пасхальные подарки должны хоть чем-нибудь напоминать о воскресении, обновлении, плодородии. На Пасху детям, как символу продолжения жизни, принято уделять внимания больше всего.
Традиционно в этот день происходит как бы два ритуала. Первый целиком посвящен религиозным традициям, происходит в храмах при огромном стечении верующих, выстроен по канонам христианских обрядов Второй - всенародная радость. Люди ходят друг к другу в гости, поздравляя всех с Воскресением Христовым. В этот день
вместо традиционных светских приветствий люди произносят: "Христос воскрес! обязательно слышат в ответ: "Воистину воскрес!» При этом необходимо в знак братской любви и всепрощения обязательно целовать друг друга. Праздничные встречи на Пасху отмечались пиром - подлинно праздничным застольем, где главным угощеньем были специально испеченные куличи (из сдобного теста или из творога, часто их называют так же, как и сам праздник, пасхами) и сваренные вкрутую и окрашенные в разные цвета куриные яйца. Яйца, сплошь покрытые краской, называются крашенками. Но есть яйца, разрисованные вручную: с узорами, картинками, надписями. Они называются писанками.
Вообще Пасха — время, когда люди дарят друг другу подарки. Прежде всего, это особенные подарки для детей, подкладываемые родителями в специально пророщенную в горшочках травку. Родители обычно кладут туда подарки тайком, а затем говорят детям, что их принес для них зайчик или жаворонок. На Пасху дети обязательно посещают своих крестных родителей и приносят им подарки, желательно изготовленные своими руками.
Веселые застолья и поздравления с вручением подарков и составляют традиционное содержание этого ритуала.
· Поговорите с ребенком о празднике
· Попробуйте вмсте с ребенком приготовить пасхальный кулич, на крайний случай, это можно сделать в «песочнице».
· Покрасьте с ребенком яйца. Эффект «волшебства» вызывает восторг у малышей. Дайте ребенку восковые мелки, пусть он творит свою собственную «писанку».
· Поиграйте всей семьей в традиционные пасхальные игры.
Катание яиц. Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие по очереди к катку и катят свое яйцо.
Поиск пасхальных яиц. С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами - картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»). Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.
Чоканье яйцами. Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло — проиграл!
Эстафета с яйцом. Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде. Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.
Найди наперсток. Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Игроки выходят из комнаты, а ведущий в это время прячет куда-нибудь наперсток, но так, чтобы он находился в поле зрения играющих. Затем ведущий приглашает в комнату всех, кто выходил, и они начинают искать наперсток глазами. Когда игрок обнаружит
наперсток, он молча садится. Тот, кто через пять минут не найдет наперсток, платит фант.
Фанты. Обычно фанты, если их не придумать заранее, бывают довольно однообразными: спеть песню, прочитать стихотворение, сплясать, рассказать анекдот. Но если подготовиться заранее, можно придумать много интересного: инсценировать дрессировщика и дрессированное животное, изобразить собственной фигурой какую-нибудь знакомую картину, сочинить частушку о сегодняшнем вечере, при помощи пантомимы рассказать о событии, известном всем присутствующим, и т.д. (17.04.2020г.)
Все дети любят рисовать! Давайте вместе с детьми попробуем нарисовать военную технику.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
1. Начинайте «забывать», о том, что ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т. д.)».
2. Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры). Участвуйте в любых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте ребенку в общении, дефицит общения – один из самых главных пороковсемейной педагогики.
3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствие посторонних.
Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
5. Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребенком.
Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино)- пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!
7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской, нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если…, то…» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.). Это пагубно влияет на воспитание личности. Ребенок начинает принимать позицию «ты - мне, я - тебе».
Консультация для родителей
«Правила речевого этикета»
«ДОБРОЕ УТРО»:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече
здороваться:
– Доброе утро!
Доброе
утро! –
Солнцу и птицам.
– Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
1. Говорить людям при встрече слова приветствия:
здравствуйте, доброе утро, добрый
день, добрый вечер и другие.
2. При окончании встречи говорить людям слова
расставания: до свидания, до скорого
свидания,
до новой встречи.
3. Благодарить добрым
словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для
тебя
что-то хорошее или оказали помощь.
4. Обязательно говорить слово пожалуйста, когда
просишь людей о помощи, о том,
чтобы
тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку.
5. В ответ на слово спасибо можно сказать слово
пожалуйста.
7.
Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие
качества,
достоинства, умения.
8. Стараться не обижать людей злыми словами: ты
– плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не
нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не
хочется сейчас с тобой играть.
9. Не
говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения.
10.
Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того
человека, с которым говорим.
Первые уроки основ
этикета малыш получает дома.
Если семье
свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться
не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: «А как же научить ребёнка
здороваться?»
Нужно помнить о том, что ребёнка воспитывают не
слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей
доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии
к окружающим, ребёнок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами.
Ориентируясь на родителей как на образец, он научиться всем необходимым нормам
поведения.
Правила вежливости только ради правил не
сформируют в ребёнке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные
нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому
«дрессировка» хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого
взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго
вечера, родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей.
Если обучение своего ребёнка основам вежливости родители мотивируют желанием
хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои
истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей.
Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря «Доброе утро!», он желает человеку добра.
Личный пример. Самый простой способ научить малыша
здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если
хотите, чтобы ребёнок здоровался с соседями, - здоровайтесь с ними первыми и
громко. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить «Привет!», нельзя
требовать от малыша здороваться по-другому.
Чтение. Подберите
сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения
нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом.
Предоставление права выбора. Дети очень любят,
когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребёнку не
здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек,
которому не сказали «Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного
приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не
заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.
Похвала. Похвала
для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро
поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными
словами. Фразы «Мне понравилось, как ты поздоровался с…»
Следуя
приведенным правилам, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет
воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.
У вежливых и
воспитанных родителей редко вырастают грубые дети.
Следите за своей речью!
Нам говорит странная пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет»
С.Я. Маршак
Возрастные
особенности ребенка
3-4 года
Три года — это возраст, который можно рассматривать
как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.
Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью. Основные
потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении
и признании. Основной и самый важный для ребенка
вид деятельности — игра.
В этом возрасте у вашего ребенка: •
Происходит формирование выражения желаний делать все по-своему.
Она совершенно необходима ребенку для благополучного самоутвержения
и проявления своего «Я». Ему предстоит осознать себя
как самостоятельного человека. |
• Проявления осознания себя как отдельного
человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все,
что предлагают родители, и делать что-то самому, даже
если ему этого не очень хочется или пока
не по силам. При этом ребенок может слушаться одного родителя
и во всем противоречить другому.
• Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками.
• Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
• Дети в игре со сверстниками учатся
чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать
их наличие у других людей.
• Появляется много новых слов. Ребенок активно
осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным
словам свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям
важно: •
С терпением и пониманием относиться
к проявлениям «противо-воли» ребенка. Следует позволять ребенку
настаивать на своем (если это не вредно
для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется
нелепым или ненужным. • Помнить,
что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который
настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень
хочется, а потому, что ему важно, чтобы
с его мнением считались. |
• Подготовить ребенка к детскому саду или
обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь
ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев
до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня,
настроить ребенка на позитивное
отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным
негативным реакциям при расставании.
Разбирать вместе с ребенком ситуации
возникновения конфликтов в детском саду или на детской
площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы.
Для этого важно самим быть для него примером — то есть
уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи. |
Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать
его горю, понимать его обиду, разделять с ним радость,
чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции,
а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными
реакциями.
• Продолжать активно развивать координацию
движений , мелкую моторику.
• Совместное чтение детских книг, соответствующих
возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас
ребенка, поможет в развитии его образного мышления. Больше
разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня.
Что должен уметь ребенок |
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений
в группе сверстников.
Ребенок трех-четырех лет координирует
движения рук и ног при ходьбе.
Он умеет правильно держать карандаш, проводит
горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями
с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм,
как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку
формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте).
Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы
самообслуживания и гигиены.
В играх ребенок самостоятельно передает
несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями.
Ребенка отличает высокая речевая активность;
его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько
стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок
живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем
непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям
и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая
эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия
и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен,
его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир,
а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
КАКИЕ РОДИТЕЛИ – ТАКИЕ
И ДЕТИ
Авторитетные родители
– инициативные, общительные, добрые дети.
Авторитетны те родители, которые любят и понимают
детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо,
не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и
стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители
не потакают детским капризам.
Дети у таких родителей обычно любознательны,
стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся
к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и
одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше
развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить
отношения со сверстниками.
Авторитарные родители
– раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребенку не
следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем
беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у
ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов
поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим,
даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания,
которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко - физических
наказаний.
У детей при таком воспитании формируется лишь
механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием
и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.
Снисходительные
родители
– импульсивные, агрессивные дети.
Как правило, снисходительные родители не склонны
контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не
требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям
делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки
гнева и агрессивности поведения.
Все это приводит к тому, что у детей не возникает
желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и
чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового,
неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при
столкновении с этим новым.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ 3-4
ЛЕТ»
«Игры с ребенком 3-4 лет в домашних условиях»
Добрый день, сегодня я пригласила вас
чтобы помочь вам научиться организовывать игры со своим ребенком в домашних
условиях. Дети много играют в детском саду, есть игры, сюжеты которых
придумывают сами дети,а есть, организованные воспитателем.
-А умеет ли ваш ребёнок занять себя
игрой дома?
-Помогаете ли вы ему организовать игру?
Но ведь вы хотите, чтобы ребёнок рос любознательным,
умным, сообразительным? Тогда постарайтесь прислушаться к своему ребёнку, постарайтесь понять особенности его
возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.
Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее
детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира
окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже
многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача -
помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с
окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в
пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.
Игры-занятия, которые предлагаются детям этого
возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами.
Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать
предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при
этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов,
например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.
Игры, направленные на развитие внимания, потребуют
тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и
различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где
запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя
роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа
дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего
малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия
строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа
игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование
его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества
предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или
рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка
выделять количественные отношения между предметами.
Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к
нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко
справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в
случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае
нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо
не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и
вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею,
своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые
обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно
- неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые
идеи.
И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка.
Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать
свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и
поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания,
отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его
заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым
содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в
бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать
один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить
от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь
только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно
следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к
другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено
одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает
(особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает.
Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три
правила:
Правило первое: не давайте малышу для постоянного
пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал
интерес к ним.
Правило второе: во время игры ребёнка не должны
отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и
совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы
ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую - и вы
увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.
Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с
другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться
успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность,
поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши
игры будут полезны для развития ребёнка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и
с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут
откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей
радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и
веселее совместную жизнь.
ПОЧЕМУ ДЕТЕЙ С ДЕФЕКТАМИ РЕЧИ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ
Все мы помним незадачливого логопеда из известного кинофильма «По семейным
обстоятельствам» в исполнении Ролана Быкова. Сегодня вовремя обратиться к
специалисту данного профиля (разумеется, более профессиональному) очень важно.
Почему, мы и решили выяснить у врачей.
В детстве своей картавости я не придавала значения,
так как звук «р» произносила, хотя и раскатисто, грассированно. Да и с какой
стати я стала бы задумываться об этом, если ежедневно слышала маму (она совсем
не произносит «р»), которая из своего дефекта речи не делала проблемы. Однако
во втором классе в школе появился логопед. Звали его то ли Игорь Владимирович,
то ли Виктор Владимирович, я забыла, но на следующей встрече окрестила его
новым именем – без «р». Логопед оказался с чувством юмора, рассмеялся и заявил,
что исправлять мое грассирование – только портить. В любом случае, больше я его
не видела и мой дефект остался при нас. В пору моего детства логопед в
провинциальном городе, в котором мне пришлось жить, был экзотикой. Сегодня же у
родителей, особенно в больших городах, больше возможностей найти специалиста…
Моя проблема, оставшись нерешенной, превратилась в
«пикантную особенность». А как обстоят дела у современных детей? О том, когда и
зачем родителям следует обратиться к логопеду, а также о том, может ли
компьютер заменить живое общение, рассказали опытные эксперты – практикующие
логопеды-дефектологи.
ЕЛЕНА ВЕНЦЕНОСЦЕВА,
ЛОГОПЕД-ДЕФЕКТОЛОГ, ОПЫТ РАБОТЫ 30 ЛЕТ:
– КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ
ПРОБЛЕМАМИ УВЕЛИЧИЛОСЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ?
– Да, растет в геометрической прогрессии, и это
связано с ухудшением экологии, с низким качеством медицинского обслуживания,
недостаточным уровнем дошкольного образования, зачастую с некачественной диагностикой
речевого развития. Дети с нарушенной речью рискуют попасть в школы для
умственно отсталых, а потом их оттуда нипочем не вывести. Согласно нормам
развития речи, первые слова ребенок произносит до года (5–10 слов), фраза
формируется к 1,5 года, умение говорить – к 2–2,5 года. В настоящее время эти
показатели сдвинуты: хорошо, если первые слова малыш произносит в 1,5 года,
простое предложение – к 2 годам, а к 3 годам формируется более-менее понятная
фразовая речь. Почему так происходит? Речь – явление социальное, появляется по
подражанию. С ребенком нужно постоянно разговорить, «оречевляя» все свои и его
действия. Единицы мам разговаривают с детьми, когда у тех нет собственной речи.
Вот у этих единиц речь и появляется. Если малыш слышит неправильную речь, с ним
сюсюкают или у взрослых у самих проблемы со звукопроизносительной стороной
речи, это скажется на том, как дети будут произносить звуки. Родовые травмы,
кесарево сечение, сложная беременность, травмы головного мозга на первом году
жизни – все это ведет к нарушениям речи.
СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ: ЕСЛИ
В 1970–1980-Е РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ БЫЛИ У КАЖДОГО 4-ГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ТО СЕГОДНЯ ТРУДНО НАЙТИ ДОШКОЛЬНИКА БЕЗ НАРУШЕНИЙ. УВЕЛИЧИЛОСЬ ЧИСЛО ДЕТЕЙ, У
КОТОРЫХ РЕЧЬ НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДО 3 ЛЕТ.
Плохая экология также отрицательно сказывается на
здоровье детей. Я работала логопедом в детском саду в Подмосковье. Садик был
построен для детей работников мебельного комбината, все мамы работали с лаками
и красками. Логопедические проблемы – у 85% детей.
– КАК РАННЕЕ УВЛЕЧЕНИЕ
КОМПЬЮТЕРОМ ОТРАЗИТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ МАЛЫША?
– Родителям часто некогда разговаривать с ребенком,
играть с ним, поэтому его чуть ли не с младенчества сажают к компьютеру, а там
– игры, мультики! Мало того что речь не развивается, словарный запас не
увеличивается, фраза не совершенствуется, так еще и ребенок живет в нереальном
мире. Я занималась с интеллектуально сохранным мальчиком из хорошей семьи, у
которого с 2,5 года лучший друг – компьютер. Свернул этот мальчик голову
котенку и очень удивился, когда тот умер: «У него ведь должны еще жизни
остаться!» Задержка речевого развития при правильно организованной работе может
пройти без серьезных последствий для ребенка, а может перерасти в общее
недоразвитие речи либо скрывать серьезные нарушения. В саду детям с задержкой
речевого развития трудно усваивать программу, выстраивать отношения в
коллективе, а в школе появляются нарушения чтения и письма.
– КОГДА РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ
ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?
– Как только вам начинает казаться, что с речью малыша
что-то не так. Родители смотрят на детей друзей и родственников, которым
примерно столько же лет (2–3 года), сколько их собственным детям, и замечают,
что речь их чада какая-то не такая: ее нет вообще или она малопонятна; ребенок
предпочитает общаться жестами и проч. В таких случаях надо срочно вести дитя к
логопеду! Конечно, в этом возрасте очень сложно дать точное логопедическое
заключение. Вполне возможно, задержка развития речи связана с тем, что с
ребенком не разговаривают. Последнее время приходится очень много
консультировать таких маленьких «молчунов», и практически ни с кем из них
мамы-папы не разговаривают. Когда я стала объяснять одной родительнице, что с
ребенком с момента рождения нужно постоянно говорить, «оречевляя» буквально
каждый шаг, одна возмутилась: «Да вы что? Это с ума сойдешь – столько
говорить!» Другая недопоняла: «Самой с собой говорить, что ли? Он же не
отвечает! Я не могу!» А третья категорично заявила: «Не буду я с ним сейчас
разговаривать, вот вырастет – тогда и буду!» А когда вырастет-то, будет поздно,
увы! Речь – явление социальное, возникает по подражанию. В истории достаточно
примеров детей, выращенных животными, у которых речь так и не появилась...
Итак, логопед посмотрел, выводы сделал и направил на
консультацию к неврологу, психиатру, ЛОРу, чтобы исключить или, наоборот,
констатировать нарушения, на почве которых страдает речь. Родители боятся этих
врачей, но им нужно объяснить: нервная система ребенка и психика очень
подвижны, и медикаментозное вмешательство в раннем детском возрасте может дать
колоссальные положительные результаты. К сожалению, врачи, бывает, отмахиваются
от неговорящих малышей: «Вырастет – заговорит». Эту фразу я бы запретила
законом. Повторяют ее все кому не лень: дальние родственники, бабки на лавочке,
не слишком компетентные доктора... А по сути – те, кому судьба ребенка
безразлична. Если родители столкнулись с таким «специалистом», нужно идти к
другому.
– КОГДА ЧАЩЕ ВСЕГО ПОЯВЛЯЕТСЯ
ЗАИКАНИЕ И ПОЧЕМУ?
– Заикание возникает чаще всего в период формирования
речи (в 3–4,5 года). Откуда берется, доподлинно не знаем, как спасаться – знаем
чуть-чуть. Во-первых, заикание любит крайности. Раннее речевое развитие:
ребеночек говорит много, чем безумно радует ближайших родственников, ну они и
рады стараться, давай стихи разучивать, сказки говорить и песни заводить. А
нервная система еще не окрепла для такой речевой атаки. Во-вторых, тип нервной
системы, унаследованный от родителей. Если заикается, скажем, папа, будет ли
заикаться дитя? Если наследует папин тип нервной системы и жизненные
обстоятельства сложатся неблагоприятно, то, к сожалению, будет. И, в-третьих,
психотравма. Это может быть и в детстве, и в пубертате. У одного моего пациента
заикание появилось в 42 года как реакция на гибель сына. Само по себе заикание
не передается по наследству, передается тип нервной системы. Если ребенок начал
заикаться, это почти всегда сигнал того, что в его окружении что-то
неблагополучно: или мама истерична – то заласкивает, то наказывает непонятно за
что; или ребенок брошен или, наоборот, ни в чем отказа не получает и так далее.
МИФЫ О ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Среди родителей в последние годы весьма популярны
мифы, связанные с речевым развитием ребенка. Предлагаю их прокомментировать.
МИФ 1. ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ
РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ (НАПРИМЕР, КАРТАВОСТЬ), МАЛЫШ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО УНАСЛЕДУЕТ
Наследуется не речевой дефект, а анатомическая
предрасположенность к нему (короткая подъязычная связка, массивный язык,
укороченное мягкое нёбо и проч.) Но, с другой стороны, речь – это функция,
которая формируется по подражанию, а значит, ребенок будет говорить на том
языке и с теми звуковыми особенностями, которые регулярно слышит от окружающих.
Если малыш находится только с мамой и она неверно произносит звук «р»
(картавит), естественно, ребенок будет говорить так же.
МИФ 2. К ЛОГОПЕДУ НУЖНО ВЕСТИ
ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ С ЯВНЫМИ РЕЧЕВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
Речь не выправляется сама, так как формируется на
основе постоянного активного общения. Если, несмотря на постоянные занятия,
малыш в 2 года молчит, в 3 года он не научился выстраивать фразы, в 4 года не
может сформулировать простые просьбы, пользуется жестами, до неузнаваемости
коверкает слова (медведь – тиметь, бегемот – гидоп, обезьянка – мизяка), в 5
лет не может понятно рассказать о своих переживаниях, речь неразборчивая,
нечеткая, проглатывает части слов (самолет – малет, виноград – наград,
велосипед – сипед), неверно согласовывает слова (пять стулов, много деревов),
неправильно употребляет предлоги (кошка вылезла под стола, ложка упала от
стола), это говорит о задержке речевого развития – необходимо обратиться к
логопеду! В таких случаях родителям следует убедиться в сохранности слуха,
зрения, интеллекта и психики, которые влияют на речевую функцию, а затем
заняться с ребенком эффективными логопедическими упражнениями.
СРЕДИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПРЕОБЛАДАЮТ МАЛЬЧИКИ. ПО СТАТИСТИКЕ,
ЗАИКАНИЕ НАБЛЮДАЕТСЯ В 4 РАЗА ЧАЩЕ У МАЛЬЧИКОВ, ЧЕМ У ДЕВОЧЕК, ДИСГРАФИЯ И
ДИСЛЕКСИЯ – В 3 РАЗА ЧАЩЕ. ОСТАЛЬНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ В СРЕДНЕМ В 2 РАЗА ЧАЩЕ
ПРОЯВЛЯЮТСЯ У МАЛЬЧИКОВ. ДОСТОВЕРНЫХ НАУЧНЫХ ДАННЫХ, С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО, НЕТ.
МИФ 3. С МАЛЕНЬКИМ ГОВОРИТЬ
БЕССМЫСЛЕННО, ОН «НЕ ПОЙМЕТ», А В САДИКЕ «ВСЕМУ НАУЧАТ».
Безусловно, существуют дошкольные учреждения с
заботливыми, образованными, любящими детей воспитателями, прекрасными
специалистами. В таких садиках действительно научат многому! Но каждый родитель
для своего ребенка всегда останется главным воспитателем – человеком, на
которого малыш равняется. Поэтому проявляйте интерес к занятиям, настроению,
успехам и проблемам ребенка. Играйте с ним в развивающие игры, читайте классическую
литературу, обсуждайте все, что его интересует.
МИФ 4. КОМПЬЮТЕР – АДЕКВАТНАЯ
ЗАМЕНА РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБЩЕНИЮ
Чтобы ребенок нормально развивался, родителям начиная
с первых месяцев необходимо вслушиваться в его голосовые проявления, улыбаться,
радоваться в ответ, реагировать, повторяя его лепет, а значит, общаться.
Новорожденному мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо
формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать
свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна
компьютерная программа не заменит живого общения.
Для маленького ребенка важно не само наличие речи,
важен эмоциональный контакт, наглядная опора и практическая деятельность с
предметами, о которых кто-то говорит. Например, комментарии типа: «А вот папа
на машинке приехал, и ты сейчас на машине к бабушке поедешь», то есть
«оречевление» происходящего. Первое, что усваивают дети, – это эмоции родителей
и собственные эмоции, которые дети выражают в плаче, гулении. Речь по ТВ не
ориентирована на возраст детей, не предполагает практической деятельности
самого ребенка и эмоционально ему не близка. Малышам можно не очень долго
смотреть некоторые передачи, на которых говорят мало, но выразительно и
эмоционально, как, допустим, клоуны. И еще. Если бы при помощи телевизора
решалась проблема речевого развития детей, то в детских домах не было бы детей
с задержкой речевого и психического развития… В моей практике были случаи,
когда 3-летнюю девочку приводила на обследование бабушка – у малышки не было
речи. Бабушку это беспокоило, родителей – нет. Выяснилось, что ребенок начинает
называть цвета, предметы, использует глаголы, но на английском языке. На
русском не произносит почти ничего. Причина такова: девочке нравился обучающий
диск на английском. Там герой медведь называет цвета, но на чужом языке.
Мультфильм эмоциональный, красочный, и он заменил ребенку тех, кто бы мог
научить родной речи.
Специализированные речевые группы или детские сады не
справляются с потоком речевых нарушений, ребенок приходит в школу с
недостатками устной речи, что неизменно сказывается на письме. Как следствие –
дисграфия, дислексия. А потом эти дети идут в институты... Работая в вузе,
провожу диктанты для студентов-логопедов. Практически все допускают пунктуационные
ошибки, 50% – орфографические, 1–2 человека – дисграфические. А потом эти
студенты приходят в детские учреждения (сады, школы). Круг замкнулся.
Консультации для родителей «Какие игрушки необходимы детям»
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка - очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.
В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов - пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.
В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.
Учим вместе:
Желаем вам не болеть и посещать детский сад !
Комментариев нет:
Отправить комментарий